Российский авторынок в марте напоминает корабль, попавший в шторм. Продажи новых автомобилей, судя по первым неделям месяца, могут рухнуть до 50% по сравнению с прошлым годом. Если в марте 2023 года было продано 146,5 тысяч машин, то в этом году цифра может едва перевалить за 80 тысяч. Такие данные озвучили эксперты, и оптимизма, как говорится, кот наплакал.
Генеральный директор одной из крупных автомобильных компаний, Роман Слуцкий, сравнил текущую ситуацию с затяжным дождём, который не собирается прекращаться. По его словам, вся отрасль, включая смежные индустрии, находится в упадке. Восстановление, если оно и начнётся, не стоит ждать раньше, чем через три-четыре месяца. Это не прогноз, а скорее констатация факта.
Его коллега, Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей другой крупной компании, добавляет: март начался не с лучшей ноги. Однако он всё же видит слабый проблеск надежды. По сравнению с февралём, март традиционно показывает небольшой рост продаж. Но даже этот рост, по его мнению, не сможет вытянуть рынок из глубокой ямы.
Если мартовские продажи не превысят 100 тысяч автомобилей, то годовой показатель может опуститься до 1,15–1,2 миллиона машин. Это значительно ниже докризисных уровней. Иванов отмечает, что количество клиентов продолжит сокращаться, а рынок будет балансировать на грани выживания.
Но не все эксперты смотрят на ситуацию сквозь тёмные очки. Андрей Ольховский, генеральный директор крупной автомобильной группы, уверен, что март принесёт оживление. Он сравнивает февраль с зимней спячкой, а март — с первыми лучами весеннего солнца. Однако он предупреждает: демпинг цен, который сейчас активно используют дилеры, — это палка о двух концах. Снижение цен ниже минимальной розничной стоимости может привести к убыткам для всей отрасли.
Авторынок сегодня — это поле битвы между надеждой и реальностью. Одни ждут улучшения, другие готовятся к худшему. Но ясно одно: март станет важным индикатором, который покажет, сможет ли отрасль выплыть из кризиса или продолжит тонуть.